?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Настал момент уделить внимание и этой части сериала. Дело в том, что третий сезон "Шерлока" зрители - перескочили, переварили, переболели (нужное подчеркнуть). А кто-то воспринял его как досадное недоразумение. Тут просто надо расставить акценты. Сезон получился неплохой, с одной лишь оговоркой, зрители ждали не этого. Да, между Моффатом, Геттисом и алчущей публикой возникло лёгкое недопонимание. Вот из-за такого противостояния вкусов, амбиций и взглядов на искусство третьему сезону не была дана объективная оценка, а обсуждение каждой серии протекало в русле испепеляющей критики. Но авторы сами в этом виноваты. Как уже отмечал раньше, они слишком высоко подняли планку в конце второго сезона, слишком большая интрига и очень, очень много обещаний. Была дана загадка падения, но начиная с первой серии "Пустой катафалк", они решили плавно уйти от этой темы. Или, как сейчас говорят, соскочить. Я конечно понимаю, что авторский коллектив не обещал раскрыть загадку, такие действия вполне укладываются в канву, как там говорил раньше, в канву этого сиквела. Сиквел же? Не путаю? Но теперь объясните это миллионам поклонников. И тут дело даже не в банальном "батут это был или не батут", а в том, что авторы поиздевались над зрителем или скажем по-модному - потроллили.
Но проблема даже не в этом. Дело в том, что от третьего сезона зрители уже ждали чуть ли не чудес. То есть как минимум чего-то гениального. И авторы это чувствовали и им показалось, что сами уже созрели для гениального и даже шокирующего сезона. Они поймали раж. Ох, как обманчиво бывает это чувство.

Итак, "Пустой катафалк" полностью посвящён теме спасения Шерлока. На эту серию, естественно, и пришёлся главный удар фанатов. Но я ещё до выхода серии предсказал, что загадка падения скорее всего не будет раскрыта в первой серии. А после просмотра второй серии понял, что о разгадке можно забыть в этом сезоне. В четвёртом сезоне она уже неактуальна, даже если и батут. Это на самом деле не очень удачный творческий приём - обманывать ожидания публики, или вводить её в заблуждение. Ведь когда зритель сосредоточен на ожидании, на поисках каких-то мелких подсказок, он не обращает внимание порой на самое главное и даже на сюжет в целом.
В комментариях к предыдущему посту по этому сериалу мне указали на сходство "Безобразной невесты" с прошлогодним рождественским "Доктором Кто"(Последнее Рождество). Там если и есть сходство, то очень далёкое и вполне оправданное. Но вот "Пустой катафалк" как раз похож на ту серию. Здесь это был основной приём - вести зрителя по ложной реальности. Только не посредством сна, как в "Докторе", а в качестве выдвигаемых версий. Каждая версия падения Шерлока преподносилась как подлинная, а потом нас возвращали уже в настоящую реальность. И так на протяжении всей серии авторы постоянно толкали зрителя в ложную реальность. Поэтому многие были ошарашены этой серией, что так и не смогли разобраться, где там реальные действия, а где воображаемые версии. Тут Шерлок возвращается к своим друзьям. Каждая сцена встречи- это отдельная тонкая игра. Роль первой скрипки в этой серии взял на себя Ватсон, как самый эмоциональный персонаж. К тому же ведётся расследование подготовки теракта в метро. Но всё это как-то пролетело мимо зрителей в сумасшедшем ритме под общим хештегом "батут или не батут?" Да, какие же мелочные мы, тут лондонская подземка с пассажирами, парламент в опасности, Ватсона чуть не сожгли, а нам разгадку подавай. Но повторюсь, авторы сами в этом виноваты.
Во второй серии, "Знак трёх", организовали свадьбу Ватсона. Здесь сезон впервые предстал перед нами в светлых праздничных тонах. И апофеозом здесь явилась речь Шерлока, этот момент достоин особого внимания. Но ещё не прошла горечь разочарования от первой серии и отголоском где-то ещё аукался батут.
Ну а в третьей серии, "Его прощальный обет", Шерлок сталкивается вообще с непобедимым преступником, к которому так и не смог подобрать ключи.
Таким образом, каждая серия по-своему оригинальна и имеет напряжённый, динамичный сюжет. И если смотреть абстрагируясь от обид на Моффата, то получился, можно сказать, подарок фанатам, а не сезон.
Но я говорил о гениальности? О попытках произвести впечатление на зрителей и шокировать? Да, местами это выглядело как позёрство и красование на публике. Так чем же нас удивляли и удивили ли?
Начнём с того, что авторы здесь взорвали парламент Великобритании. Да, хоть и в воображении, но на экране был показан взрыв и разрушение парламента. Я понимаю, никого не впечатляет, меня, кстати, тоже. Но вы можете представить, чтобы в российском сериале показали взрыв Кремля? Во-о-о-т! Кто-то всё-таки был шокирован.
Под номером два, сенсация. Поцелуй Молли Хупер и Шерлока. Да, тоже в воображении, но нам это показали. Такой, знаете ли, страстный поцелуй, не в щёчку. Кстати, из той же серии и недопоцелуй Шерлока с Мориарти на крыше. Да, любят они это дело, в смысле троллить. Я уж не стал выделять в отдельную графу. Все в одной папке про поцелуи.
Под номером три проходит наша "Ума Турман". Жена Ватсона, супруга, которой только ещё меч японского самурая осталось приобрести для полного сходства с тарантиновской героиней. Этот её образ чуть было не стал последней каплей или жирной точкой в этом сериале.
В-четвёртых. Шерлок наркоман, не настоящий, но наркотики всё-таки настоящие. Наш сыщик открывается с новой стороны.
Ну и в-пятых, или наоборот - "номер один". Шерлок в этом сезоне сделал то, чего ещё не делал. Переспал с женщиной и убил человека. О, приплыли, что называется. Ну, использовать женщину как инструмент он мог, но чтобы вот так, напрямую нам намекали, что у них там близость, ну чтобы вообще, такого не было. Ну и финальный расстрел Магнуссена, это какое-то бессилие Шерлока, наш сыщик проиграл. Я уж не цепляюсь к деталям, как мог Ватсон пронести пистолет, когда их всегда до ниточки обыскивали приспешники злодея. А тут вдруг пистолет выхватил и не обыскали. Так вот, это всё "гениальное" было направлено на то, чтобы удивить и шокировать зрителя. А уж насколько это у них получилось, судить уже каждому на свой вкус. Я вообще не сторонник давать оценки высокому искусству.
Теперь, когда страсти по третьему сезону улеглись, самое время спокойно без пристрастий пересмотреть этот сезон.